Редко стал уже заходить на форум, а ведь давно когда-то работал копирайтером и находился здесь постоянно. Вот даже тема в песочнице сохранилась
https://www.cy-pr.com/forum/f72/t83738/, хотя давно ее нужно бы закрыть, но никто не писал уже давно, поэтому руки никак не дойдут. Увидел сообщение от Праповедника, решил зайти, почитать, поделиться. От себя скажу, что был и исполнителем, и заказчиком, но исполнителем значительно больше.
По поводу ТЗ, соглашусь с комментаторами выше, которые говорят о понимании.
Даже огромное пугающее ТЗ, которое я редко брал в работу, нередко не давало абсолютного понимания того, что хотел заказчик. Часто большие ТЗ говорят либо о высоком профессионализме заказчика (что нередко ведет к тому, что заказчик будет излишне требователен к текстам, которые предназначались для простого читателя и стоили по 40-50 руб. за 1000 зн. бп., чтобы выжать максимум из своей оплаты), либо о его абсолютном отсутствии (то есть все требования были скинуты в кучу скопом, а что и зачем в этих требованиях, многие сами не понимали).
Поэтому чаще всего за классически обширные ТЗ не брался, если только там не вода (что тоже бывало не раз), а требования в духе "ключей столько, запятых столько, тему раскрыть полностью, указать все подробности, размером в 1950-2050 знаков, уникальность 100% по текст.ру, употребить устойчивые, сложные выражения и т.д." (хотя я, конечно, утрирую немного).
Работал с теми, кто знал о моей цене, моих возможностях, платили исправно, на столько и требовали. Поэтому понимание находили легко, работать было довольно комфортно даже по более низкой цене, но получалось брать постоянными объемами.
Учитывая название темы, для заказчиков отмечу, что для меня идеальное ТЗ - это не свод правил из 10 и более пунктов. Как мне кажется, исключительно исходя из моего опыта, моих возможностей, отмечу, что заказчику достаточно:
- Знать примерно о том, что нужно написать.
- Знать примерно, кому предназначается этот текст, где он будет выложен в будущем, кто основной читатель.
- Знать размер текста, ключи, если нужны, особые пожелания.
- Не бояться корректировать ТЗ, слушая советы от исполнителя, чтобы найти приятные и комфортабельные условия работы для обоих.
- Понимать и рассчитывать на то, что вы получите в итоге, исходя из ценовой политики, примеров работ исполнителя.
Теперь, что касается переписки в теме.
Цитата |
---|
Вольдемар Стругадзе пишет:
То есть для вас есть разница - делать текст на 5000 символов с тремя ключами или аналогичный текст на 5000, но с 30-ю? От этого меняется цена услуги? Лично у меня - нет. |
Сталкивался не раз. Для меня всегда было сложнее писать с 30 разными ключами на текст, чем с 1-2. Поэтому всегда оговаривал повышение цены за услуги, поскольку статья требовала от меня все-таки значительно больше времени, нежели простая с 1-2 ключами. Но это у меня, мое ИМХО.
Цитата |
---|
Eye пишет:
Цитата |
---|
Room пишет:
Исполнителей много, да, но тем не менее это заказчик к ним бежит за помощью. | Человек становится заказчиком тогда, когда ему лень что-то делать самому и/или у него просто лишние деньги и масштабные планы. Если не будет исполнителя - заказчик всё сделает сам. Исполнитель без заказчика - это уже совсем другая, печальная история. Каким бы крутым водителем автомобиля ты ни был - если хозяин автомобиля не наймёт на работу, толку от водительского таланта, стажа и белизны зубов все равно не будет.
Особенно сейчас, в кризис, когда большинство автовладельцев отказываются от услуг водителей и садятся за руль сами, чтобы сэкономить. И вместо того, чтобы нормально выполнять свою работу (которую, к слову, очень мало, кто может делать нормально даже теоретически), писать ответные райдеры работодателю - это ненормально. |
Частично соглашусь и частично - нет. Согласен, что говорить исполнителю о том, что заказчики в нем нуждаются, а потому он может рассказывать направо и налево, какой он золотой, и заказчики без него вымрут - глупо, поскольку на нашем рынке исполнителей в разы больше, чем заказчиков.
НО! Во-первых, заказчик не всегда может сделать все сам. У меня 70% не умели написать просто текст на 2000 символов, им это казалось колоссально тяжелой задачей. Не знаю, где вы постоянно находили таких заказчиков. Большинство просто могли выбрать другого исполнителя, это да.
Во-вторых, хороший исполнитель с адекватной ценой редко бывает безработным, думаю вы сами это знаете. Практически всегда есть очередь, так было у меня, хотя я, поверьте, не был семи пядей во лбу. Именно поэтому скажу, что у меня нередко был выбор не брать работу, поскольку я считал ее достаточно тяжелой для меня, или даже некомфортной, хотя заказчики были абсолютно адекватные и требовали вполне реальные вещи. Но выбор был практически всегда, поэтому легко получалось варьировать и выбирать тех, кто правда нравится, порой даже навязывать им свои условия (или, скажем так, предлагать другие варианты текстов, которые, как мне казалось, лучше пойдут, получат большую популярность, а мне будет писать легче).
PS. О себе скажу, что ушел из работы на заказчиков в работу на себя, исключительно из-за того, что захотелось получать больше, работать с одним заказчиком (собой), поэтому переквалифицировался в копирайтера-вебмастера. Выработка выросла значительно, работать стало комфортнее, доход значительно вырос.
К слову Eye о грамотности, до сих пор допускаю колоссальное количество ошибок на текст, как пунктуационных, так и орфографических, как это делал раньше, поэтому в примерах моих работ в теме, можно насчитать много ошибок. Но это не мешало мне зарабатывать хорошие деньги тогда, работая на заказчиков, и не мешает зарабатывать еще большие сейчас, хотя я работаю до сих пор копирайтером. Продолжаю учить правила правописания, но все еще прилично слаб в этом. Просто не уделяю этому должного внимания, поскольку самому не интересно особо. (Да простят меня копирайтерские Боги и Eye).